«Когда же это началось?» «Если ты захочешь стать изобретателем...» «Его зовут папа Роберт» Федосееву - 64 года, более сорока из них изобретал и патентовал свои изобретения, автор более двух тысяч заявленных изобретений, имеет авт. свидетельства, патенты России, а также патенты США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Италии, Швеции, Австрии и др. стран. Сотни изобретений Федосеева Р.Ю. используются в народном хозяйстве ряда стран, в частности, на многих самолетах российского производства, а также в химической, нефтеперерабатывающей, пищевой, газовой и других отраслях промышленности. Федосеев Р.Ю. является концептуальным изобретателем, автором ряда концепций, новых областей знания и практики: теплоника, лазерография, дештехнология, интеллектология, дешреклама, дешрынок и др. Федосеев Р.Ю. избран действительным членом Академии Экологии и Природопользования (академиком). Он - является автором концепции новой науки - интеллектологии, а также первым практикующим интеллектологом (диагноз, коррекция, ВУВЭРС и др. мероприятия по экологии интеллекта);
- изобрёл МСКФ – Многомерную Систему Координат;
- изобрёл разнообразные дешкомпьютеры;
- изобрёл новый вид программирования на естественном языке;
- предложил концепцию новой письменности;
- предложил новый вид искусства – ДешАрт;
- предложил концепцию творческого общества;
- является автором тысяч опубликованных афоризмов, различных прозаических и поэтических произведений, а также сотен песен (и слов, и музыки);
- предложил новый способ нотной записи и новый музыкальный инструмент, позволяющий ускорить обучение.
Р.Ю.Федосеев : «Когда же это началось?» Каждая шахматная «задачная комбинация» - это изобретение, поэтому игра в шахматы развивает творческие способности. Недаром великий наш шахматист Анатолий Карпов предложил сделать шахматы обязательным предметом школьной программы. Но учителя против, так как они не могут допустить, чтобы ученики их обыгрывали. Это подорвёт их диктаторский авторитет, покажет их некомпетентность и т.п. Когда же «это» началось? К чему привыкнешь, то и нравится. Надо было привыкнуть испытывать непонятное волнение в процессе поиска ответа на смутные вопросы и ожидания открытия нового. И мгновение озарения, по удовольствию сравнимое с оргазмом, только с продлением ощущений иногда на часы, сутки или месяцы. Мне было пятнадцать (пятьдесят лет назад), когда я к маятнику механического метронома прикрепил ртутный термометр. И, о чудо, «щелкунчик» изменял частоту, если нагретая ртуть перемещалась в градуснике. А нагреть можно было обыкновенной настольной лампой приблизив её к «щелкунчику». Значительно позже (через семь лет) я запатентовал «Интегратор температуры» на этом принципе. Так начиналась моя изобретательская карьера, если только создание и патентование изобретений можно назвать карьерой. А «творческие потуги» начались ещё раньше, когда приходилось самому «изобретать» самокаты и различный спортивный инвентарь - от мячей до ракеток и клюшек - ведь в войну в продаже их почти не было, да и денег тоже в нашей семье не хватало даже на еду. Может быть, началось «это» в день десятилетия от рождения моего двоюродного брата, когда отец подарил ему шахматный комплект и объяснил нам правила игры. Жили мы тогда (четыре семьи 16 человек) в одной трёхкомнатной квартире (45 кв. метров). Потом одну самую большую комнату (25 кв. метров) разделили на две. В одной из этих частей бывшей большой комнаты (13 кв. метров) жили: мои мама, папа, бабушка и мой дядя. Было мне в тот день знакомства с шахматной игрой пять лет. Моё увлечение шахматами длилось с тех пор и до двадцати лет, когда я сознательно отказался от шахмат ради изобретательства. А в пять лет уже через день после знакомства с правилами обыгрывал не только старших четверых двоюродных братьев, но и дядю, которые даже перестал со мной играть. Баталии со старшими братьями оканчивались порой синяками на моём теле, так как после проигрыша они начинали с того, что бросали в меня довольно увесистыми фигурками, а иногда и набрасывались с кулаками, приговаривая: «А я зато сильнее тебя!». Ещё бы, если ты в два или три раза старше, когда мне всего пять. Играя в шахматы я испытывал неуправляемое волнение и возбуждение. У меня тряслись руки и ноги, я весь был в игре, перебирая один ход за другим. Подсчитаем. Если в партии в среднем тридцать ходов (а надо сказать, что иногда бывало и 60 и 80), а играл я пятнадцать лет почти каждый день будем считать по две партии, то получится, приблизительно десять тысяч партий. (Были, конечно, дни, когда я не сыграл ни одной партии, но и такие дни, когда было сыграно от десяти или двадцать партий подряд, особенно, «короткие» партии по 20 минут с часами). Если хотя бы десять ходов в одной партии я анализировал тщательно перебирая десятки вариантов, то всего вариантов окажется в 10 тысячах партий больше миллиона. Таким образом, мой мозг научился и привык (!) перебирать варианты, то есть изобретать, хотя этот способ - «перебор вариантов» считается самым примитивным методом творчества («метод проб и ошибок»). Я называю этот процесс развитием комбинаторного мышления. Последствия такого развития, если мозг работает автоматически и ещё умеет отбирать оптимальные варианты приводят к изобретениям, что и происходило со мной всю мою сознательную жизнь, будем считать с пяти лет, ведь играл и выигрывал я в шахматы сознательно! Теперь я пропагандирую свой лозунг:
МЫСЛИТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧИТАТЬ Есть и негативные на первый взгляд последствия: долгие размышления перед ответом на вопрос учителя (считали тугодумом), долгие размышления в моменты выбора покупок в магазине при ограниченных средствах (считалось нерешительностью), долгий выбор слов в разговорах и, особенно, непозволительная задержка с произнесением тостов в застолье (я терпеть не мог подготовленные, механически повторяемые тосты или анекдоты) и т.д. Я было начал считать себя тугодумом. Но теперь я понимаю, что вариантов у меня было много, да и на комбинирование и оценку этих вариантов уходит время. Хорошо, что я е не задушил в себе эту способность ради того, чтобы научиться «вести себя» как все. Бог наградил меня этим «недостатком» («тугодумством» и внешней медлительностью), который привёл меня к способности генерировать и отбирать идеи, которые можно было запатентовать, что и начал я делать где-то в 20 с небольшим лет. Привычка генерировать и умение отбирать оптимальные варианты - это навык, который вырабатывается с детства разными путями (в том числе шахматной игрой), если играешь с большим желанием выиграть и тратишь весь свой интеллект на это. Для вырабатывания ребенком этой привычки я теперь придумал ряд инструментов (дешметодологии). Конечно, гены играют важную роль. Сколько в вашей голове нейронов (а бывает от десяти миллиардов до тысячи триллионов и более). Много зависит также от способности вырабатывать достаточное количество связей между нейронами в минимальные периоды времени (скорость). Но это, так сказать, от бога, от природы, от родителей, наконец. А что мы сами можем сделать? Играть в игры, требующие генерирования вариантов, комбинирования ими, отбора наилучших вариантов. Эта привычка превращается в неотъемлемый инструмент творчества и, наверное, всё это работает и на подсознательном уровне. То есть мы даже не подозреваем сколько мы генерируем, комбинируем и отбираем. Потом мы говорим, что сделали что-то интуитивно. И называем это творчеством. Не верьте тем, кто говорить, что метод проб и ошибок самый непродуктивный. Они просто слишком слабы в генерировании, комбинировании и отборе. Если нет этого навыка, этой привычки, то любые, так называемые «сильные методы творчества» бессильны. Современные компьютеры могут помочь в генерировании и комбинировании различных вариантов, но пока очень слабо помогают в оценке, в отборе. Эта функция, если только это не примитивные случаи, пока свойственна только высоко творчески организованному человеку с достаточным количеством и качеством нейронов и связей, вырабатываемых тренировкой. Я натренировал свой мозг до такой степени, что он «выдаёт» мне каждый день несколько уже отобранных изобретений средней ценности (по моим шкалам, о которых позже), по одному в месяц - изобретения высокой ценности, и примерно по одному в год значительных (революционных) изобретений. Я изобретаю ежедневно. Результатами не то чтобы доволен, но оцениваю свои изобретения сознательно достойными применения в современном бизнесе... (В начало) Р.Ю.Федосеев : «Если ты захочешь стать изобретателем...» ( отрывок из открытого письма внуку ) «...Количество своих изобретений я не считаю большим своим достижением. Просто я сам себе и другим доказал, что один человек МОЖЕТ сделать за один год более двухсот изобретений, и это далеко не предел. Помню, в «Литературной газете» в 70-х годах было опубликовано мнение академика Яшина, который ограничивал возможное количество изобретений одного человека в течение всей жизни полусотней, что, безусловно, ошибка по незнанию или провокация от зависти. Творчество изобретателя можно рассматривать с различных позиций (в том числе, и в количественном выражении, не даром же, говоря об Т.А. Эдисоне, всегда упоминают о его тысяче патентов). Для меня же Эдисон – это создатель электрического освещения, фонографа, кинематографа, автор открытия эмиссии электронов в вакууме... То есть, я ценю Эдисона за конкретные изобретения, но, в то же время, восхищаюсь его творческой производительностью и работоспособностью. Из моих запатентованных изобретений (почти все они используются и вошли в учебники) я выделяю: – триггер с положительной обратной связью (совокупность разных схем и конструкций); – быструю передачу гидродинамических сигналов по трубопроводам; – элементную базу дискретной пневмоавтоматики («пневмотранзистор» и др.); – запоминающие устройства (разные); долговременную аналоговую память; – самонастраивающиеся приборы; – самый маленький и самый простой в мире пневмопривод для вторичных приборов; – принцип построения конечных автоматов с двухпроводной связью; – «пневмолампу» (десятки миллионов пневмоламп используются более сорока лет и дали народному хозяйству ряда стран сотни миллионов долларов экономии); – регуляторы гидродинамических потоков в системах кондиционирования летательных аппаратов; – первую в мире станцию для связи управляющей машины с локальными контурами регулирования (это комплекс десятков различных и, конечно, запатентованных мной приборов); – первые сотни изобретений в области новой, предложенной мной совместно с профессором Г. И. Ворониным отрасли техники автоматического управления, ТЕПЛОНИКИ; – первые изобретения в области новой, предложенной мной совместно с А. Н. Семёновым, В. А Брагиным, М. А. Качалиной и др., области копировально-множетельной техники, ЛАЗЕРОГРАФИИ (мы получили первую в мире лазерографическую копию на бумаге); – первые изобретения и сотни новых разработок, ряд концепций, несколько методологий в новой области науки, техники, производства и применения, предложенной мной совместно с А.И. Андрейко, В.В. Грековым, О.В. Константиновым, А.Н. Семёновым и др., ДЕШИФРАТОРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ. В 1960 году мне было 22 года. Я работал на должности механика по приборам промышленной автоматике в «ИИТеплоприборе». Я уже начал патентовать свои изобретения, которые осознал, что делаю, с 15-ти лет (к механическому метроному прицепил ртутный термометр). Я был в курсе задач, которые решали специалисты лаборатории и мало-помалу предлагал свои решения, которые оказались лучше большинства других предложений. Я ещё формально не учился (поступил на вечерний факультет лишь в 1962 году), поэтому я не считался конкурентом «маститым учёным» (докторам и кандидатам наук, аспирантам и дипломированным специалистам МВТУ, МГУ и др.), которые иногда снисходительно выслушивали мои «бредовые» идеи. Но за редким исключением «отмахивались» от них. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что мои предложения оказались оптимальнее других (проще, надёжней, точнее и т. п), они оказались в большинстве в отчёте о проделанной за три года работы лаборатории (70 человек). Одна из задач, которые мы пытались решить не давала мне покоя уже несколько месяцев. Надо было создать простой прибор для оповещения оператора о состоянии объектов, находящихся на расстоянии нескольких сот метров от операторной. Причём, как всегда, моё решение оказалось самым простым и надёжным. Сидел я как-то дома один за своим письменным столом на котором, кроме бумаги, ножниц и карандаша, ничего не было, и думал над визуальной частью прибора, который должен сигнализировать оператору о состоянии объекта. И вдруг, руки схватили листок бумаги и ножницы, и я нарезал четыре пластинки. Отложив ножницы, я стал складывать эти пластинки, составляя комбинации их положений. Стало очевидным, что если связать каждую из пластинок с дискретными приводами, то подавая сигналы в двоичном четырёхразрядном коде на эти приводы, можно получить шестнадцать комбинаций положений пластинок. Если за пластинками расположить листок бумаги с нарисованными сигналами для оператора, то в зависимости от одного из шестнадцати двоичных четырёхразрядных сигналов будут открываться те или иные нарисованные символы, знаки, т. е., сигналы. Конструкция созревала и я рассказал о ней отцу, который был начальником цеха на заводе «Тизприбор». Были изготовлены пять экземпляров устройств из дюраля. Когда показал на работе, все явно или не совсем восхищались простотой и оригинальностью. Были положительные отзывы из МГУ (там учились практиканты, проходящие практику в нашей лаборатории). Кто-то, помнится, сказал: «У него есть искра божья», что мне польстило и запомнилось на всю жизнь. Рассказал сотрудникам, инженеру Алевтине Вечерик и конструктору Толе Панютину, о своей идее. Были созданы чертежи и в нашей же лаборатории один из механиков-золотые-руки (к сожаления, я забыл фамилию, а зря) через несколько дней изготовил и собрал мой «ДЕШИФРАТОР ДВОИЧНОГО КОДА» (так я его назвал в заявке на изобретение). Дешифратор вошёл в отчёт по теме. В последующие годы на основе этой моей идеи были созданы и запатентованы новые конструкции дешифратора.Но в восьмидесятых годах я вдруг осознал, что мой дешифратор удивительно похож на компьютер. Кода мне стало ясно, что мой дешифратор похож на компьютер, для которого можно создавать неограниченное множество полезных или развлекательных программ, началась работа по осмыслению открывающихся возможностей. Оказалось, что дешпрограмма, нарисованная на плоскости (я назвал это изображение ДЕШГРАММОЙ), представляет собой изображение многомерной системы координат, решающей задачу нахождения точки по координатам или координат по точкам. Эту систему координат я назвал так: МСКФ – Многомерная Система Координат Федосеева, так как она существенно отличалась от декартовой системы координат. Далее было осознано, что ДЕШГРАММА может быть использована для визуализации логических соотношений как для двоичной, так и для многозначных логик. Стали появляться всё новые и новые конструкции дешкомпьютеров и дешпрограмм или дешграмм. Появились идеи использования принципа МСКФ для изобретения новых архитектурных сооружений, замков, мебели, канцелярских товаров, игрушек и т.д. Всё это вместе взятое оформилось в отрасль науки и техники, которую я назвал ДЕШИФРАТОРНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ (сокращённо – ДЕШТЕХНОЛОГИЯ). А компьютеры с архитектурой МСКФ я назвал дешкомпьютерами. Постепенно выяснялись различные аспекты применения дештехнологии и конкретных дешустройств и дешпрограмм. Особенно полезно дештехнология вписывалась в процессы обучения (образования). Родились новые методологии для развития детей и взрослых, например, РУССКОЕ ОРИГАМИ , ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ШЕЙПИНГ. Я осознал, что дешкомпьютеры можно использовать для пиктограммного обмена информацией. Экраны дешграмм могут содержать пиктограммы. Кроме того, само расположение открытого для текущего восприятия информации с экрана дешкомпьютера на поле дешграммы является определённым сигналом, предназначенным для передачи информации. Были проведены «полевые» испытания в детских садах и школах, которые дали определённо положительные результаты по повышению эффективности процессов обучения и развития интеллектуальных способностей детей.Применение дешкомпьютеров в детском саду и школе оказалось существенно эффективным, по-видимому потому, что резко активизируются коммуникационные процессы обмена информацией в коллективе, так как знаковая среда играет определяющую роль в процессе формирования и развития интеллекта детей. Параллельно я начал разработку новой отрасли науки об интеллекте – ИНТЕЛЛЕКТОЛОГИИ, включающей новую методику ВУВЭРС – Восстановление Утрачиваемых Возможностей Эффективного Развития Способностей (сравните с НУВЭРСом Б. П. Никитина). Я понял, что дештехнология и применение дешпрограммирования в обучении может революционно повысить результативность обучающих процессов. Моей мечтой стало видение повсеместного применения дешкомпьютеров и дешпрограммирования. Дешкомпьютер в руках КАЖДОГО ребёнка и взрослого. Причём с первых месяцев после рождения и до конца жизни на Земле. Я верю, что это не просто возможно, но что это так и будет. Чтобы осуществление этой мечты произошло быстрее, я сделаю всё, что от меня зависит. Я посвящу этому весь остаток моей жизни. Думаю, что мне надо писать книги, выставлять их на всеобщее обозрение в интернете, выступать публично на различных конгрессах, конференциях и учебных заведениях и т.д. Это самое я уже делаю несколько последних лет (1990 - 2004 гг.). В 2000 году я случайно увидел книгу В. Д. Паронджанова «Как улучшить работу ума». Надо сказать, что я познакомился с автором лет десять до этого и показывал ему свой бинардик (двоичный четырёхразрядный персональный карманный дешкомпьютер). Владимир Даниелович положительно отозвался об этой игрушке и в дальнейшем представил меня педагогической общественности на международной конференции в г. Троицке Московской области, на которой я «огорошил» присутствующих возможностью изображения многомерной системы координат на плоскости. Никто не поверил, что это возможно. А я несказанно обрадовался, так как «Если при первом рассмотрении идея не кажется абсурдной, толку из неё не будет» (Альберт Эйнштейн). Книга В. Д. Паронджанова произвела на меня сильное и неизгладимое впечатление. Помню, я позвонил автору и сказал, что это лучшая научно-популярная книга, которую я когда-либо читал. И это действительно так. Но и значительно больше. На некоторые области знания книга просто-напросто открыла мне глаза. Эта книга смелое и последовательное изложение идей, которые лягут в основу новой интеллектуальной революции, в развитие которой и я надеюсь внести свою лепту. А именно, речь идёт о создании ВТОРОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. Книга В. Д. Паронджанова к тому же явилось лучшим и подробнейшим обоснованием необходимости развития того направления исследований и разработок, которым я и мои друзья, члены КРД (Коллектива Разработчиков Дештехнологии) занимались последние десять лет. Когда я подошел к необходимости написания монографии о дештехнологии и моём вкладе в создание второй письменности, я понял, что мне придётся написать не менее объёмный и подробных отчёт о предпосылках и обоснованиях необходимости развития и применения нашего направления исследований. Но, не обладая таким гигантским объёмом знаний, не владея необходимой эрудицией, а также литературным талантом, которыми несомненно обладает В.Д. Паронджанов, я подумал, что без использования текста его великой (без преувеличения) книги, моя монография не будет достаточно обоснованной и убедительной. Поэтому первой моей мыслью была мысль обильно процитировать знаменитую книгу. Но цитат оказывалось так много, что они должны были занять чуть ли не половину моей книги, которая и без того виделась как увесистый талмуд. Что делать в этом случае? Кроме того, мой стиль жизни и работы никак не похож на тот, который необходим для создания такого фолианта. Я ложусь спать в два часа ночи, просыпаюсь в шесть утра (первый раз), для того чтобы осознать несколько новых приснившихся идей. Затем я снова засыпаю и, проснувшись в девять, примерно до десяти, лёжа в постели, «довожу» идеи до кондиции в уме. После чего, встаю и записываю на жесткий диск всё, что удалось выжать ценного из очередного ночного «путешествия в будущее». Дело в том, что, благодаря книге Расторгуева «Вирусы», я придерживаюсь мнения, что во сне мозг работает с релятивистскими эффектами заглядывания в будущее, связанными с огромной скоростью вычислений (десять в шестнадцатой степени логических операций в секунду). Почему ночью во сне? А дело в том, что во сне нет «прерываний» работы мозга (слух, осязание и другие модальности почти отключаются), нет помех, поэтому скорость работы мозга возрастает по сравнению в дневным состоянием после сна, когда непрерывно мозг испытывает огромное количество «прерываний» от различных источников. Правда, я думаю, что некоторые, пусть редкие, люди могут «отключаться» от прерываний, даже бодрствуя, они могут творить (заглядывать в будущее) не только во сне. Если чудом я выработал такую способность хотя бы во сне, то есть заглядывать в будущее во сне и не забывать этого, просыпаясь, то было бы неблагоразумно отказываться от использования этой возможности. Поэтому полдня или больше я каждый день занят описанием будущего, занося его в компьютер, а затем на CD-ROM в виде заявок на изобретения, статей, книг и т.п. Таким образом, для того чтобы написать полноценную монографию по дештехнологии с обоснованием необходимости и целесообразности производимых исследований и разработок мне потребовалось бы отказаться от привычного стиля жизни и потратить массу времени на расширение эрудиции, накопления необходимых знаний и умений их толково и красиво излагать. Такая перспектива, когда человеку шестьдесят шесть лет, не представляется реалистичной. Что же делать?/p> Творческий мозг, поставленный перед трудной противоречивой задачей, находит выход путём поиска принципиально нового организационного или технологического решения. Такое решения нашёл и мой мозг. Оно заключается в следующем. Я пишу свою монографию с гоперссылками на книгу В. Д. Паронджанова, подробно указывая страницы и строки ссылочных цитат. Читатель должен взять в руки (положить на стол) обе книги и читать их одновременно-последовательно. То есть, дочитав мой текст до ссылки на Паронджанова, надо открыть книгу Паронджанова и прочитать указанные строки, а затем вернуться к моему тексту. Может быть, надо будет продавать и хранить обе книги одновременно в комплекте. Естественно, что записав обе книги на жёстком диске или CD-ROM-е, можно сформировать гиперссылки и делать переходы от одного текста к другому одним щелчком «мыши». Таким образом, выход был найден и работа с надеждой успеть её закончить в приемлемое время пошла. И появилась общая идея: БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ НОВЫХ КНИГ. Новая книга по-существу может представлять собой набор гиперссылок на уже опубликованные работы с некоторыми комментариями и пояснениями автора составителя с вкраплением его идей, обоснование которых ему можно не делать, если эти обоснования уже содержатся в предыдущих публикациях. Наиболее удобна такая форма книги, если она будет выполнена не на бумаге, а в виде «электронной» книги. При этом сохраняется подлинное авторство того или иного текста (часто изложение чужих мыслей невольно или вольно может запутывать вопрос об авторстве). Присвоение чужих идей не произойдёт, если их изложение даётся в оригинальном исполнении. Это похоже на старую мою идею (тридцатилетней давности) создания новых книг из одного массива материалов (текстов, рисунков, чертежей, фотографий и т.п.). Новая книга – это ссылки на фрагменты этого массива. Массив, например, ограничен десятью тысячами страниц, а из него можно последовательно выбрать сотню книг по триста страниц, подобранных по предлагаемым спискам. Первая книга – это страницы: 13, 25, 347, 36 и т. д. Вторая книга – это страницы: 453, 13, 25, 2579, 3461, 9726 и т. д. Экономия налицо. Цена ста книг при таком способе меньше (в три раза), чем, если издать их все сто штук в отдельности. Конечно, такой способ годится не для всех книг. Это не для художественной, а для, например, научно-популярной литературы, для сборников афоризмов, комиксов и т.п. Но в этом что-то есть, не правда ли, читатель? Я параллельно работаю над другой важной для меня и надеюсь для других книгой, которую посвящаю нарождающейся ВТОРОЙ ПИСЬМЕННОСТИ, центральным звеном которой является МСКФ – Многомерная Система Координат Федосеева. Если вы прочитали книгу В.Д. Паронджанова «Как улучшить работу ума», то заметили, что он предлагает новый технологический язык «Дракон» (очевидно, в качестве элемента второй письменности, хотя прямо не говорит об этом). Мой дешграммный язык МСКФ также претендует на место среди инструментов ВТОРОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. Тони Бьюзен уже давно предлагает для записи мыслей диоязык – «Карты памяти» или «Мозговые карты» – «Mind Maps» ( Тони Бьюзен «Супермышление», – Мн,: ООО «Попурри», 2003). Таким образом, ВТОРАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ уже включает:
КАРТЫ ПАМЯТИ + ДЕШГРАММЫ + ДРАКОНКарты памяти – для изображения ассоциативной памяти. Дешграммы – для изображения логических взаимосвязей рассматриваемой предметной области. Дракон-схемы – для изображения технологических процессов. Первая одномерная письменность – для записи звуков. Вторая многомерная письменность – для записи мыслей. В творчестве нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти до конца, то есть, если увидел возможность расширить рассматриваемую предметную область таким образом, что намечается (забрезжило) существенное, а может быть, великое открытие, революционный прорыв, и т.п., то надо иметь «высшую смелость» – идти дальше, не сходя с главной дороги «пощипать травки». Как говорил Фридрих Ницше: «Нужно, как то свойственно сильным, отдавать предпочтение вопросам, которые никто не осмеливается ставить; необходимо мужество, чтобы вступить в область запретного... и новые уши для новой музыки... новая совесть, чтобы расслышать истины, прежде немотствовавшие»...» (В начало) «Его зовут папа Роберт»( отрывок из книги ) Роберт Юрьевич Федосеев уверен, что творчество возможно только в экстремальных условиях. Более того, творчество само по себе есть экстремальная деятельность интеллекта и психики, требующая, к тому же, немалых физических сил. Федосеев знает, что говорит. Из 65 лет жизни 50 он Изобретает (с большой буквы, потому что он создаёт комплексы изобретений, объединённых общим замыслом – Теплонику, Лазерографию, Дештехнологию). Его так и называют: концептуальный изобретатель. Некогда папа Карло создал Буратино, и тем обессмертил свое имя. Сотни детей в России называют Федосеева папа Роберт, потому, что в 1960 году он придумал и своими руками сделал первый Бинардик – двоичный четырехразрядный персональный карманный дешкомпьютер. Едва Федосеев заходит в класс, дети спрашивают его: папа Роберт, какие новые программы ты принес для бинардика? А папа Роберт придумывает дешпрограммы каждый день, и не только приносит их в школу, но и рассылает их по запросам через Интернет. Сокровенное желание папы Роберта (а может быть, и цель жизни, миссия) дать в руки каждого ребёнка на Земле свой дешкомпьютер. От учеников папы Роберта можно узнать много достоверных историй из экстремальной жизни изобретателя Федосеева. Расскажем две из них. В возрасте 22 лет от роду папа Роберт похвалился перед сослуживцами, что сделает 100 изобретений. Серьезные люди, знающие, «что почём», подняли его на смех и прозвали «эдисоном» (это прозвище произносилось с предельной иронией). Через три - четыре года (в 1964 году) дразнилка превратилась в почетный титул, потому что к тому моменту у Федосеева было уже 200 авторских свидетельств и ещё сотни рассматриваемых заявок. В другой раз Федосеева поймали на слове. Он публично заявил, что может обыграть чемпиона мира по шахматам, если тот даст ему фору ферзя. Те, кому иногда удавалось обыгрывать Федосеева (а надо сказать, что Федосеев был всего лишь дилетантом в шахматах без какой-либо специальной подготовки) засмеялись и назвали его наглецом и нахалом, который никогда не сможет доказать справедливость своих претензий – ведь матч с чемпионом мира заведомо не состоится. Федосеев завелся и сказал: «Собирайте любое количество досок. Я дам сеанс одновременной игры и у всех выиграю. Никто из вас не сможет даже одну партию свести к ничьей». Поскольку в затею Федосеева никто не поверил, ажиотажа не было. Собралось лишь 8 любителей из тех, которые играют в шахматы каждый день в любую свободную минуту, да и в рабочее время тоже. Заключили пари. Если Федосеев оканчивает хотя бы одну партию вничью, он отдает две месячных зарплаты, если выигрывает все – шахматисты отдают ему по 1/8 от этой суммы каждый. Потрясение, произведенное этой историей на Федосеева, настолько велико, что и через 40 лет он помнит все партии и все перипетии борьбы, и сеанс одновременной игры снова и снова снится ему в прежних, ярких красках. Самым экстремальным условием матча было ограничение времени: Федосеев должен был окончить все партии за два часа. Каждый игрок имел на обдумывание хода время, которое нужно было Федосееву, чтобы обойти весь круг, плюс еще 1 минуту по секундомеру с того момента, когда Федосеев подходил к его доске. Папа Роберт был вынужден делать ходы мгновенно. Он играл блиц, остальные – обычную партию. Поначалу самоуверенные соперники ходили быстро, даже не используя свою резервную минуту. Они догадались тянуть время, только когда осталась единственная неоконченная партия. Федосеев имел две пешки, поддержанные королем, против короля противника. И в заведомо проигрышной ситуации соперник повел себя неспортивно (нормой считается сдача заведомо проигранной партии). Когда Федосеев объявил ему шах, и оставался единственный ход для отступления, игрок сделал его лишь по прошествии минуты. Таким неспортивным способом лимит времени, отпущенного Федосееву, был превышен на 49 секунд, и он уже не мог считаться победителем. Но объявить его проигравшим соперникам не позволила совесть. Соперники разошлись без денежных расчётов. Зато у Федосеева установился безусловный рефлекс на победу в творчестве: любая как угодно сложная и неожиданная задача должна быть решена. То, что специалисты считают невозможным, Федосеев делает. К 1970 году он имел более 300 изобретений, десятки из которых запатентовали за рубежом (в США, Англии, Франции, ФРГ, Японии, Италии, Швеции, Австрии и др. странах). Это больше, чем за то же время (1960-70 г. г.) сделали в области пневмоавтоматических приборов общепромышленного назначения все ведущие НИИ и конструкторские бюро СССР: Институт автоматики, телемеханики и технической кибернетики (ИАТ ТК) АН СССР, Институт комплексной автоматизации (ЦНИИКА), НИИТеплоприбор и др. В своей области – приборы общепромышленной пневмоавтоматики – Федосеев в 1960-е годы сделал более половины наиболее ценных и решающих мировых изобретений. Назовем некоторые. Пневмолампа – за 40 лет она дала народному хозяйству разных стран более 100 млн. долларов экономии. Основы элементной база промышленной пневмоавтоматики – для отрасли это имеет такое же значение, как изобретение транзисторов – для электроники. Устройство для долговременного запоминания аналоговых сигналов – до Федосеева оно считалось невозможным. Принцип ускорения до предела скорости передачи сигналов по длинным трубопроводам и соответствующее устройство – раньше сигналы передавались на расстояние 300 м за 40 секунд, Федосеев стал передавать за 1 секунду. Принцип построения конечных автоматов с двухпроводной связью – он используется уже 40 лет и найдет применение в будущем в квантовых компьютерах. Шедевр изобретательского творчества Федосеева – самонастраивающиеся приборы. Погрешность работы этих приборов, практически, стремиться к нулю, точность изготовления деталей для этих приборов понижена, их не нужно настраивать ни при изготовлении, ни в эксплуатации. Недаром ведущие фирмы мира хотели приобрести лицензии на их производство. Федосеева настойчиво приглашали приборостроительные фирмы США и других стран.Но условия жизни в СССР были экстремальными не только для диссидентов, но и для изобретателей. Директор института, где работал Федосеев, сказал: «Если отпустить его в Америку, он станет миллионером, а в СССР не должно быть богатых и финансово независимых людей. Пусть сидит дома». В 1966 году Федосеев подал 32 заявки на изобретения и получил 31 авторское свидетельство. В 1967 – 188 заявок. Получено 97 авторских свидетельств. Остальные эксперты патентного ведомства, а это в основном, внештатники (конкуренты из смежных организаций) откровенно и нагло зарубили, не погнушавшись при этом использовать их в своих диссертациях и монографиях. Некоторые из отвергнутых изобретений актуальны до сих пор. В 1969 году – 220 заявок и 110 свидетельств! Из тех 110, которые не выданы, разве что 1-2 действительно опоздали. Остальные 108 отказов – на совести экспертов патентного ведомства, которые повело себя не просто нечестно, а подло. Сделать и оформить 220 качественных изобретений за год так же трудно, как вплавь преодолеть Атлантику. До этого рекордсменом считался американец, подавший в 1919 году 105 заявок на изобретения. Федосеев побил рекорд, державшийся 50 лет, превысив результат предшественника более чем в два раза! Это – натуральный экстрим. А ведь и каждое изобретение создавалось в экстремальных условиях, и заслуживает отдельного разговора. В дальнейшем Федосеев подавал по 30 – 50 или иногда меньше заявок каждый год. Не было уже тех условий, которые в предыдущие рекордные годы пока был жив, создавал ему Генеральный конструктор Григорий Иванович Воронин, которого Федосеев называет своим вторым отцом. Были у Федосеева и «трудные годы», года не было условий для проявления его феноменальных изобретательских способностей в области техники. Поистине: «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей» (Фейербах). Хотя в эти годы Федосеев, переключив свой «генератор идей» на музыку создал сотни прекрасных песен. Прекрасных потому, что они с удовольствием поются детьми и взрослыми многие годы. Например, песня «Под Новый Год», которая стала международным шлягером. Как считал Альберт Эйнштейн: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Творчество Федосеева эту мысль великого учёного подтверждает. Когда Федосеева спрашивают «кто он по специальности», он всегда затрудняется ответить, потому что считает вслед за Бернардом Шоу, что «нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном», и что «всякая профессия есть заговор против непосвящённого». Иногда Федосеев, шутя, называет себе «профессиональным дилетантом», например, когда речь заходит о его литературном или музыкальном творчестве (опубликованы тысячи его афоризмов, стихи, рассказы, повесть и публицистические произведения). Федосеев с детства хотел стать писателем, т.е. человеком, который много пишет. И стал им, в основном, составляя заявки на изобретения (многие тысячи) и, ведя переписку с экспертами и учениками (более десяти тысяч писем за 40 лет). Но и его стихи (особенно ставшие его песнями) нельзя вычеркнуть из списка лучших его творческих достижений. А вот еще одна история, которая могла бы украсить известный фильм «Семь шагов за горизонт». В это трудно поверить, но, слава богу, живы десятки свидетелей. В конце 1974 года Федосеева пригласили в Международный объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне. Перед многосотенным коллективом он прочел 3-х часовую лекцию (имеется ее магнитная запись). А в апреле 1975 провел 10-дневный семинар для 20 человек, – инженеров и научных сотрудников, – назначенных приказом директора института. Федосеев поставил себя в экстремальные условия. Непрерывная творческая работа с 8 утра до 8 вечера, без выходных: генерация идей, составление формул изобретений (иногда более 20 формул в день!), редактирование описаний и чертежей. Благодаря его теориям и методикам, участникам удалось за 10 дней сделано 120 изобретений, составлено 120 заявок (это совсем не простая работа) и сделано 120 комплектов чертежей (плюс по 4 копии каждого комплекта заявочных материалов на оборудовании, привезенном Федосеевым из Москвы). Ничего подобного ни тому семинару, ни достигнутому результату никогда не было в истории человечества, и, может быть, больше не будет, хотя Федосеев утверждает, что возможен значительно больший результат. В составе авторов заявок на изобретения фамилия Федосеева не упоминалась – он отказался от этого, несмотря на настоятельные просьбы участников семинара. Читатель! Понимаешь ли ты, что сам находишься в экстремальных условиях? Телевидение, печатные издания, Интернет перегружают твой мозг избыточной, лишней информацией. Считается, что стрессы испытывает только психика, и именно ей нужна специализированная помощь. В Америке более 1 млн. психоаналитиков, сеансы у которых стоят от 200 до 20 000 долларов. Но не менее важно очистить от мусора и напитать истинным знанием наш мозг. Папа Роберт лечит не психику, а интеллект. Интеллектуальный мусор он называет интеллектуальными вирусами. Сеанс у этого первого в мире интеллектолога пока бесплатен. Во время беседы Федосеев определит недостатки интеллекта и, если человек того хочет, исправит их. Ваше мышление улучшится, ненужное забудется, освободив место для фундаментальных знаний, которые Федосеев тоже может вам дать. Он выведет вас из состояния мозговой перегрузки, в которое вы попали помимо своей воли, с единственной целью: чтобы вы сами, сознательно и целенаправленно, смогли создать экстремальные условия, в которых ваш обновленный мозг будет успешно творить разумное, доброе и, дай вам Бог, вечное. Если читателя истории о папе Роберте заинтересовали, напишите нам, и мы попробуем рассказать не менее удивительные экстремальные факты из творческой биографии изобретателя Федосеева Роберта Юрьевича, нашего пока ещё не знаменитого соотечественника. А рассказать есть что! ворчество есть образное отражение объективного мира, его новое видение и осмысление. Творческое действие протекает как процесс самоосуществления и самореализации, удовлетворяющий настоятельной внутренней потребности. В итоге творческого действия человек узнаёт нечто новое не только о внешнем мире, но и о самом себе. Свобода воображения, фантазии и интуиция, широта кругозора, стремление к всестороннему познанию бытия – необходимые компоненты творчества. Вот как Н. Бердяев определяет сущность творческого процесса: Творчество есть всегда прирост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире. Творчество есть свобода. Творящий не раб и не господин, он дающий, жертвующий. Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого личного бытия. Менее всего творчество эгоистично. Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире. Творчество познавательное или творчество художественное имеет нравственное значение. Творческое напряжение есть нравственный императив, и притом во всех сферах жизни. Путь творчества – путь совершенства, путь осуществления полноты жизни. Творчество, творческое вдохновение есть путь победы над страхом. Пробуждение творческой энергии человека есть внутреннее освобождение. Освобождение человека не только от чего-то, но и для чего-то. Творчество есть восхождение к вечности. Таким образом, человек творческий – суть человек, непрерывно созидающий себя «сызнова», находящийся в постоянном драматическом диалоге с самим собой, изобретающий своё «Я», рождающий себя «вторым рождением», отвечающий за себя перед миром, осмеливающийся быть не только внутри себя, но и вне себя, готовый быть услышанным другими (А.М. Лобок). Именно в творческой деятельности Федосеев свободен, независим, защищён, то есть чувствует себя комфортно и иногда счастливо. Федосееву не чужды теоретические и философские изыски. Не мал список предлагаемых им концепций, гипотез, теорий. Все изобретения можно разделить на три основных класса: стратегические, тактические и оперативные. Стратегические изобретения определяют развитие науки и техники не только на сегодняшний день, но и на много лет вперёд (иногда на сотни, как в случае создания парового двигателя). Изобретатели-стратеги занимаются созданием фундаментальных базовых изобретений, которые нельзя упростить без искажения смысла, в основе которых лежат принципы, имеющие всеобщую приложимость. Федосеев, несомненно, относится к изобретателям - стратегам. Он создал новые области науки и техники, такие, как ТЕПЛОНИКА, ЛАЗЕРОГРАФИЯ, ДЕШТЕХНОЛОГИЯ.
К фундаментальным изобретениям Федосеева относится также МСКФ (Многомерная Система Координат Федосеева). Это «следующий шаг после Декарта, который предложил свою (декартову) систему координат для двух переменных. Федосеевская система координат позволяет наглядно изобразить на плоскости (или построить наглядную модель в трёхмерном пространстве) взаимосвязь более двух переменных, а именно любого числа многозначных переменных. Декартова система стала частным случаем федосеевской. Основным методом изобретателей-стратегов является интуиция, которая позволяет им следовать диалектической логике развития науки и техники. Как правило, такое состояние достигается на основе глубокого анализа трудов предшественников, их критического осмысления и последующего конструктивного обобщения и развития. Нельзя сбрасывать со счетов и «его величество, случай». Как говорил А.С. Пушкин «случай, бог изобретатель» с учётом замечания Пастера: «случай одаривает лишь подготовленные умы». Стратеги являются предтечами создания новой «второй» природы, поднимая условия жизни общества на новую ещё более высокую ступень. Для стратегов характерна смелость мысли («Есть высшая смелость – смелость изобретения» А.С. Пушкин), а также мужество, необходимое для выдвижения и отстаивания новой идеи. Судьба стратегических изобретений и стратегов - изобретателей, как правило, драматична. По этому поводу И. Ньютон заметил: «Либо не надо сообщать ничего нового, либо всю жизнь надо затратить на защиту своего открытия». Так Федосеев потратил сорок с лишним лет своей жизни на продвижение своего открытия – МСКФ, изобретения – дешкомпьютер, дешифраторной технологии. И только - только начинается просвечивать признание, да и то мелкими проблесками то там, то сям. Настоящее признание, видимо придёт после смерти творца. Тактические изобретения – это уже детальная разработка различных фрагментов стратегической работы. Изобретатели-тактики занимаются поиском принципиальных следствий, вытекающих из фундаментальных базовых изобретений, организуют школы, коллективы, группы для решения. Так Федосеев организовал КРД – Коллектив Разработчиков Дештехнологии, который развивает его основную идею: создаёт новые конструкции, новые дешпрограммы, новые методики и т.д. Особым разделом тактической работы является создание феноменологических и полуфеноменологических теорий, представляющих собой первый шаг к фундаментальной теории, Тактические работы выполняются в течение нескольких лет. Так Федосеев предложил методологию РУССКОЕ ОРИГАМИ (ИНФОРМАЦИОННОЕ ОРИГАМИ, ДЕШОРИГАМИ), начало ДЕШГРАММНОЙ ТЕОРИИ, начало ВИЗУАЛЬНОЙ ЛОГИКИ – ВИЗУАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ДЕШГРАММ, начало теории ДЕШПРОГРАММИРОВАНИЯ, новый вид искусства ДешАрт, новый вид кроссворда – ДЕШВОРД и др. Наконец, большинство изобретателей занимаются оперативной работой, то есть созданием многочисленных, так называемых «рядовых» изобретений, позволяющих воплотить фундаментальные изобретательские решения в практику. Оперативные изобретения делаются в течение нескольких часов, дней или месяцев. Если стратегические и некоторые тактические изобретения встречаются научной и производственной общественностью в штыки, то изобретения оперативные кажутся бесспорными. Оперативные изобретения и их внедрения требуют энциклопедических знаний и прекрасного владения различными специальностями. Словом нужны специалисты (конструкторы, технологи, производственники, бизнесмены и т.п.). Во времена застоя стратегической мысли специалисты, занимающиеся оперативной работой, быстро делают карьеру, поскольку они востребованы оперативным бизнесом. Происходит накопление воплощений изобретений предшествующего этапа, которое подготавливает новый прорыв в технике. Конечно, Федосееву приходилось заниматься и оперативными работами. Надо сказать, что оперативные изобретения могут быть, по сути, очень простыми, да, в то же время, очень эффективными, как та же федосеевская «пневмолампа», давшая за сорок лет более ста миллионов долларов экономии в народном хозяйстве разных стран. Недавно (начало 2002 года) Федосеев предложил общественности для обсуждения давно вынашиваемую им концепцию ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (CREATIVE SOCIETY), которая, по его мнению, должна прийти на смену концепции ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, а оно, в свою очередь является, по Федосееву, не целью, а средством. Последние годы Федосеев посвящает просветительской работе по продвижению Дешифраторной технологии через образование. Дело в том, что новые базовые знания, которые ему удалось добыть (МСКФ, дешкомпьютеры, дешпрограммирование, визуальная логика и др.) могут быть с успехом применены в процессе образования, начиная с детского сада и начальной школы. Федосееву принадлежит концепция новой (второй) письменности, которую он назвал ДЕШПИСЬМЕННОСТЬЮ. По замечанию Выготского Л.С. «Мысль (не состоит из отдельных слов) всегда представляет нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объёму, чем отдельное слово» (Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1982 – Т. 2 – С. 10.). Мысль со словом непосредственно не совпадает. «То, что в мысли содержится симультанно (одномоментно), то в речи развертывается сукцессивно (последовательно)» (Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. – М., 1982 – Т. 2 – С. 16.). Поэтому письменность Федосеева можно назвать симультанной письменностью, так как она позволяет охватывать мысль целиком одномоментно (благодаря симультанности зрения). Мысль передаётся с помощью записи в виде дешграммы. Дешграмма – это новый знак, предложенный Федосеевым, это изображение многомерной многозначной системы координат на плоскости (бумаге или экране). Вместе с КРД (Коллективом Разработчиков Дештехнологии) Федосеев предложил идею дешкомпьютеризации дошкольного и школьного образования. Федосеев хочет дать в руки КАЖДОГО ребёнка в России свой дешкомпьютер и научить его программировать и тем самым приобщить детей России к ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ. «Натурные эксперименты» в детских садах и школах показали, что дети оживают, когда у них в руках дешкомпьютер (пока, в основном, это только бинардик – двоичный одно-, двух-, трёх- и четырёхразрядный персональный карманный дешкомпьютер. «Дети с бинардиками» быстро опережают «детей без бинардиков» в освоении предметов школьной программы, лучше учатся, лучше проходят тестирование на интеллектуальные способности и т.п. КРД разработал комплект материалов по дешифраторной технологии, который он передаёт в виде лицензии школам и детским садам по договору с сопровождением. Педагоги, программисты, психологи, инженеры из КРД помогают учителям школ и воспитателям детских садов осваивать дештехнологию по специально разработанным методикам. Федосеев говорит: «Если «поиск истины важнее, чем обладание истиной» (Эйнштейн), то в школе надо не вдалбливать «готовые» истины, а учить искать. Дештехнология и предназначена для этого. Есть у Федосеева разработки ряда практичных теорий, объединённых им под названием «ФИЛОСОФИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Это – Теория Эффективной Деятельности, Теория Ресурсного Обеспечения Деятельности АМУР – Алгоритмическая Методика Ускоренной Разработки документации (заявок на изобретения и т.п.) и др. В кратком эссе мы не можем перечислить всех достижений этого разносторонне проявившегося человека, поэтому отсылаем читателя к выпускаемой издательством «Библиотека знаем и помним» книге «ЕГО ЗОВУТ ПАПА РОБЕРТ» из серии «Неизвестные выдающиеся изобретатели России». Ольга Коновалова
|