Базовые знания - основа гениальности Однако и таких отобранных знаний слишком много, чтобы можно было рассчитывать освоить их за одну жизнь. Поэтому каждый человек, выбирая то или иное направление (специализацию) своей познавательной деятельности, вынужден сокращать объём осваиваемых знаний. Для того чтобы человеку выжить, достаточно стать узким специалистом, поэтому можно существенно сократить объём познаваемого. Правда, можно не угадать и освоить такую специальность, которая не будет востребована, начиная с некоторого момента, когда исчезнет потребность в этой специальности или труд человека будет заменён работой машины. С другой стороны, с ростом доли механизированного и автоматизированного труда, то есть с ростом доли машин, заменяющих людей, возникает потребность в более насыщенных творческим трудом специальностей, которые пока доступны только человеку. Нужны люди, владеющие стратегиями гениев. Поэтому возникла идея исследовать стратегии гениев, создать теории этих стратегий и методологии (и методики) обучения этим стратегиям. Если человек с детства сможет овладеть стратегиями гениев, то ему не страшна невостребованность (безработица), возможная для обычных учащихся, овладевающих по старинке лишь специальными предметными знаниями (по современным школьным и вузовским программам). Конечно, красиво сказано: «Просвещённый ум составляется из всех предшествующих умов» (Фонтенель, 18 век). Но в наше время мы поняли, что поистине «нельзя объять необъятное». Тогда спрашивается, что же нам делать, как организовать образование, соответствующее требованиям современной эпохи «информационного взрыва». Уже в ближайшие два три года более миллиарда землян смогут регулярно выходить в интернет. ...Каждый землянин сможет вносить свой вклад в сокровищницу знаний человечества, но ни один землянин не сможет уже никогда охватить все знания. По нашему мнению, человеку не остаётся никакой другой возможности для развития, кроме той, которую мы предлагаем:
Каждый должен стать гением Это звучит неправдоподобно. Все знают, что гениями всегда были лишь единицы. Гении рождаются раз в столетие. И зачем нам нужны гении в таком количестве? Согласимся, что практически всем и сразу стать гениями, например, в 2003 году не удастся. Мы это и не предлагаем. Наши пожелания скромнее: каждый ребёнок, родившийся с нормальными задатками гения, а таких детей - большинство населения Земли, может овладевать стратегиями гениев, а не стратегиями обычных бесперспективных специалистов, которых штампует современная школа, практически, во всех странах мира. Правда, есть исключения: «Школа Щетинина» и др. Для того чтобы не потерять задатки гениальности, нужно развивать эти задатки с раннего детства. Только не перепутайте: умение читать и писать - это не стратегии гениев, умение мыслить, то есть решать проблемные задачи (естественно, проблемные для соответствующего возраста), это уже «теплее», ближе к стратегиям гениев. Хотя гениев человечества не так много (а, может быть, это и хорошо, пока хорошо, так как предстоит меньше работы для изучения их стратегий), но они нам известны. Нам известны не только их произведения, но и во многих случаях факты их биографий и истории их исследований. О гениях размышляли другие гении, и эти размышления тоже дадут лыко в строку. Например, Андре Моруа написал прозренческие исследования о нескольких гениях, о Бальзаке, Флеминге и др. Огромную работу проделал по выявлению стратегий гениев Роберт Дилтс, см. Robert B. Dilts «Strategies of genius», писали о гениях Зигмунд Фрейд, Стефан Цвейг и др. Интересные обобщения о творческой работе гениев мы можем найти в трудах Г.С. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука» и др. Выявленные стратегии мы уже можем осваивать. Например, ТРИЗ - Теорию решения изобретательских задач освоили многие тысячи (а может быть и миллионы) изобретателей всего мира. Есть изложение этой теории для детей. Есть компьютерный вариант использования ТРИЗ, который получил название «Изобретающая машина», есть и другие возможности использования компьютера для творчества. Мы хотим предостеречь читателя относительно использования компьютерной технологии (компьютерных программ и самих компьютеров), которую можно применять для овладения стратегиями гениев. Компьютер (пока!) всего лишь удобный инструмент, способный выполнить рутинную работу, без который ни гений, ни простой специалист не обходятся и никогда не смогут обойтись. Грамотно используемый компьютер может заменить большой штат специалистов, например, «счётчиков», иногда «расчетчиков», иногда машинисток, иногда корректоров текстов и т. д. Но компьютер (ещё раз оговариваемся: пока!) не может заменить ни одного гения. Хотя «намётки» в этом направлении уже существуют! Можно ли назвать гениальным компьютер, обыгравший, безусловно, гениального шахматиста Гарри Каспарова? Надо понимать, что этот компьютер подготовили, возможно, также гениальные математики и программисты. А что если этот компьютер уже использует стратегии гениев, которыми может овладеть и человек? Но если человек не сможет овладеть этими стратегиями компьютера (у человека может не хватить ресурсов памяти и скорости обработки информации), который обыгрывает всех и каждого и даже чемпиона мира, то мы будем вынуждены признать, что этот компьютер обладает гениальностью, причём гениальностью более высокого ранга, чем может обладать человек. Ещё раз успокоим себя пока это возможно лишь в очень специфической и узкой области. Но это всего лишь шахматы. Областей человеческой деятельности, требующих применения стратегий гениев неограниченное множество. И большинство этих областей не только не компьютеризировано, но и нет (пока!) никаких представлений о том, чтобы подступиться с компьютером к этим областям человеческой деятельности. Однако не подлежит сомнению, что компьютер будет «захватывать» и отвоёвывать у человека всё большее пространство деятельности, но при этом пространство «чисто» человеческой деятельности не убывает, а, наоборот, возрастает. Поэтому несомненно, что потребуются не только гениальные компьютеры, но и гениальные люди. Нельзя не согласиться, что количество гениев, пусть не так всемирно прославившихся, как всем известные, в третьем тысячелетии (да и в наше время) будет возрастать с ускорением. И если мы без учёта этого фактора будем по-прежнему печь из наших детей только узких специалистов (гомо фаберов), гении по-прежнему будут редкостью, хотя потребность в гениях уже превышает реальное их появление. В этом, по нашему мнению состоит одна из главных задач человечества. Слова Эдисона «Главная задача цивилизации - научить человека мыслить» чуть-чуть устарели. Я бы добавил: «гениально мыслить». Мозг ребёнка - это тесто для гениального мозга взрослого, а не тот же жесткий диск компьютера, куда можно просто загружать файлы неосмысленной (или недостаточно осмысленной) им информации. Гений - это человек, добывающий новые базовые знания, изобретающий эти знания. Если человек с детства привык разрешать проблемные нестандартные задачки, даже если он не обучался никаким известным стратегиям гениев, у него вырабатывается своя стратегия, он становится гением. Мы полагаем, что человек, сделавший с детства сотни и тысячи изобретений, обязательно выходит на уровень гения. По крайней мере некоторые его изобретения можно назвать гениальными... Я полагаю, что новое базовое знание (изобретение) рождается всё-таки из хаоса. При какой-то неожиданной комбинации переменных рассматриваемой предметной области вдруг блеснёт молния озарения. Нужно только суметь поймать её в ловушку разума, зафиксировать в нейронной сети своего мозга и быстрее перенести её на твёрдый носитель - бумагу или жёсткий диск компьютера. «Случай бог изобретатель» по Пушкину, но «случай одаривает подготовленные умы» по Пастеру. Нужно подготовить ум, напичкать его стратегиями гениев и создать условия для проявления случая... (из кн. Федосеева Р.Ю. «Бизнес в стиле ЭВРИКА»
|